Крестный ход


Крестный ход — это богослужение, передающее шествие Церкви к Господу Иисусу Христу. Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер Православия на Руси.

В XVI—XVII вв. богослужение народного шествия к Судии на Великий день Господень стало ведущей идеей, объединившей православный народ Московского царства, что превратило обычай совершения крестных ходов в отличительную, характерную черту православной жизни русского народа.

По признаку христианской общины различают ходы приходские, монастырские, архиерейские; по признаку причины — праздничные, покаянно-просительные, благодарственные, поминальные, церемониальные; с чудотворными иконами и со святыми мощами.

Запрет Святейшим Синодом многих «стихийно проводимых» городских крестных ходов привел к тому, что в XVIII—XIX вв. подавляющее большинство крестных ходов стало совершаться в сельской местности. Самое широкое распространение на Руси получили монастырские крестные ходы.

Начало XX в. стало периодом бурного расцвета традиции совершения крестных ходов. Огромное организующее и воспитательное воздействие оказывали на народ крестные ходы по перенесению мощей святых, ставшие чрезвычайными событиями в народной жизни. Великим примером для подражания явился крестный ход высшего духовенства с участием Государя императора Николая II и членов императорской семьи в связи с обретением в 1903 г. мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Подобное большое значение имел и крестный ход с мощами свт. Иоасафа, епископа Белгородского, в 1911 г. В память 100-летия Отечественной войны 1812 г. был проведен благодарственный крестный ход от Смоленска до Москвы по старой Смоленской дороге.

В 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов (по остальным монастырям данных о крестных ходах нет). Больше всего, 22 крестных хода происходило в Тихвинском Богородицком монастыре с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери. Необычайно красив был монастырский ход Ниловой Столбенской пустыни, плывший из г. Осташкова на барже. Некоторые крестные ходы были длительные (даже многомесячные), включавшие в себя обхождения окрестных сел и городов с чудотворными иконами.

Советская власть уничтожила монастыри и запретила проводить крестные ходы. Чтобы удовлетворить потребность русского народа в торжественных шествиях, устраивались праздничные демонстрации. Они сохраняли внешние признаки крестных ходов, но были лишены духовного смысла. Флаги заменяли хоругви, портреты — иконы, а скандирование призывов ЦК КПСС подменяло соборную молитву.

С 1988 г. традиция народных крестных ходов снова получает широкое распространение. И снова выдающимся примером для подражания становится крестный ход через всю Россию с мощами святого Серафима Саровского в 1991 г. после их повторного обретения. В 1990-х годах крестные ходы с мощами святых стали выдающимися событиями народной жизни, возрождающими духовное самосознание русского народа.

Удалось наблюдать и удачные нововведения. Раньше местоположение крестного хода в городе узнавали по колокольному звону многочисленных церквей. Когда ход вступал на улицу, все церкви этой улицы начинали звонить. Теперь в Москве некоторые крестные ходы сопровождает автомашина с колоколами, что по смыслу соответствует исторической традиции.

В нынешнее трудное время жизни русского народа крестные ходы снова служат утешением в горе, помощью в печали. Соборная молитва крестного хода дарует надежду на Божью милость.


КРЕСТНЫЙ ХОД торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое молебнами о милости Божией по тому или иному случаю. Поводами для крестных ходов служили как определенные постоянные праздники, дни святых и чудотворных икон, так и конкретные обстоятельства, требующие каждый раз назначения срока - начало и конец сельскохозяйственных работ, первый выгон скота, засуха, непрерывные дожди, эпидемии и эпизоотии, необходимость освятить определенные места (перекрестки, колодцы и др.).

Обычно он совершается после Божественной литургии и проходит с остановками-молебнами у храмов, часовен и особо чтимых мест, встречающихся на его пути. Велика помощь и значение крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивали эту важность и великую духовную силу. Святой Симеон Солунский вот как об этом пишет: «На путях и перекрестках творим молитвы для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, — то есть домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив нам Тот, Кто воплотился для нас и принял зрак раба, Кого представляют Божественные иконы и образы святых Его, чисто жительствовавших на земле, Кто будучи Бог во плоти, ходил некогда для нас по земле и распялся для спасения нашего». Святитель Московский Филарет предупреждает: «Когда вступаешь в Крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную».

К 2000-летию Рождества Христова через всю страну прошел многомесячный крестный ход.

Крестный ход—это служение, это принятие на себя определенных трудностей и преодоление этих трудностей во славу Господа Бога. Крестные ходы проводятся «для усиления молитв наших пред Богом», то есть, проходя крестным ходом и молясь, мы тем самым стараемся усилить свою молитву, чтобы попросить Господа Бога о чем-либо.

Обязательно надо помнить, что крестный ход проходит во славу Божию, а не для человеческих потребностей. Категорически не приемлемы: реклама и агитация политических партий, движений или их членов; не допускается разжигание национальной розни, нетерпимости и исключительности.

Самым продолжительным крестным ходом в истории России это крестный ход с Табынской иконой Божией Матери. Крестному ходу царь пожертвовал карету с шестеркой лошадей из царских конюшен. Был назначен штат священников, которые постоянно передвигались с иконой. Икону сопровождал казачий конвой. Он продолжался 73 года и был прерван красными бандитами в 1919 году. Бандиты напали и ограбили крестный ход, сняли с иконы золотой оклад и украшения. Но казаки атамана Дутова отбили икону и, впоследствии, ушли с ней в Китай. Во время Китайской культурной революции икона исчезла.

В наше время казаки Оренбургского Войска решили восстановить этот крестный ход. Специально для этого заказали список (копию) ТАБЫНСКОЙ иконы Божией Матери. Получили благословение Патриарха КИРИЛЛА и пошли по всей России без остановочным крестным ходом. Икона побывала в 21 регионе России, в Сербии с заходом в Косово на баррикады, в Казахстане, в Абхазии, в Греции на святой горе Афон.

В 2012 году крестный ход посетил Самарскую губернию. Самарские казаки встречали крестный ход во всех районах нашей области. Увидели, какое действие производит крестный ход и совместная молитва на Самарских жителей, местные жители духовно оживали и преображались на глазах. Вдохновившись примером Оренбургских казаков, мы решили организовать крестный ход с Самарской святыней, иконой Божией Матери «Избавительница от бед» по Самарской митрополии. Наше предложение поддержал казачий круг Самарского отдела. Получили благословение митрополита Сергия, епископа Никифора и епископа Сафрония. Первого июля начался ежегодный крестный ход Самара—Ташла, с которого и стартовал наш казачий круглогодичный крестный ход.